Оглавление

Введение 1
Психоаналитическая школа 1
Современный психоанализ 2
Когнитивная терапия 3
Гуманистические подходы 4
Гештальт-терапия 5
Транзактный анализ 6
Теория эмоций Greenberg, Rice, Safran & Elliot 7
Заключение 8
Список литературы 8

Заключение

В современных теориях психотерапии достигнуто понимание причин качественного разнообразия эмоциональной сферы. Если Фрейд рассматривал эмоции исключительно как результат или сигнал, то уже с 50х годов, постепенно произошел переход от казуального к функциональному подходу. Начиная с Райха, получило развитие понимание связи эмоциональности с телесными процессами. Транзактный анализ и когнитивная психотерапия добавили в психотерапию понимание паттернов, обусловливающих конкретную эмоцию. Большинство современных психотерапевтических теорий указывают на связь эмоций и потребностей, причем уже не столько биологических, сколько социальных и метапотребностей. Экспериенциально-ориентированные терапевты много внимания уделили исследованию значения понимания эмоции человеком для связи ее с другими аспектами психики. Также, различные психотерапевтические направления постепенно подходят к интегральному пониманию различных аспектов психики, в том числе эмоциональности. Особняком стоит более-менее традиционный психоанализ (напр. О. Кернберг), сохраняющий концепцию двух инстинктов, хотя и тут аффекты включаются в сложные структуры, имеющие когнитивные компоненты и интегрированные отношения с объектами.

Преобладание тех или иных эмоций, таким образом, зависит: 1) от преобладания и степени удовлетворенности тех или иных потребностей; 2) от усвоенных в процессе развития когнитивно/аффективно/поведенческих схем; 3) от степени осознанности и степени понимания или принятия человеком тех или иных эмоций. Остается вопрос, о том насколько тесно связаны между собой эмоциональные, когнитивные и поведенческие аспекты. Если современные когнитивные психотерапевты говорят скорее о свободной связке, то Rice и Greenberg настаивают на неделимости схем. Также в понимании эмоциональности с точки зрения схем не хватает структурности. Видимо, такие схемы усваиваются в процессе развития не случайным образом, но как конкретно не ясно. Может быть они завязаны на фигурах родителей и Я, а может быть существуют более сложные взаимоотношения между различными аффективными или иными аспектами.

Что касается значения эмоциональности в терапии, то оно, несомненно, увеличивается, что видно хотя бы из признания значения эмоций когнитивными психотерапевтами. Однако непонятно, где проходит граница между здоровой эмоциональностью и эмоциональной отчужденностью, к примеру, а также как отличить истинные чувства от последующих схем и есть ли смысл это делать. Этот вопрос, в принципе, не столь важен для экспериенциальной психотерапии и экзистенциально-гуманистических подходов, поскольку всегда можно ориентироваться на чувства клиента, но теоретически ответить на него было бы интересно. Возможно, эта проблема настолько же неразрешима, как и проблема определения понятия «здоровье».

С динамическими особенностями эмоциональности все обстоит немного сложнее. Концепция схем дает понимание лишь влияния более ранних событий на динамику эмоциональности. Можно согласиться с тем, что осознание и принятие различных аспектов эмоциональности будет, в общем, вести к интенсификации динамики эмоций за счет уменьшения конфликтов между когнитивной, поведенческой и эмоциональной сферой, а также между несовместимыми установками. По-видимому, здесь необходимо дальнейшее исследование когнитивного влияния на эмоции, в том числе оценки потребностей и описанных Беком замкнутых циклов.

Список литературы

1.Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.. Словарь по психоанализу.
2.Leupold-L?wenthal H., Николаев В. И., Бугаёва Л. Ф.. Аффекты. (http://psychoanalyse.narod.ru/lexicon/begriffe/affekte.htm)
3.Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
4.Фрейд З. Анализ конечный и бесконечный
5.Кернберг О. Ф. Отношения любви: норма и патология. М.: Класс, 2000.
6.Перлз Ф. Практика гештальттерапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005.
7.Woldt A., Toman S. Gestalt Therapy: history, theory and practice. Sage Publications, 2005.
8.Greenberg L.S., Safran J.D. Emotion in Psychotherapy. Guilford Press, 1990.
9.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Академический проект, 2006.
10.Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. СПб.: Специальная Литература, 1999.
11.Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии.
12.Rogers C.R. (1961). On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin.
13.Urban H.B., Ford D.H. Contemporary Models of Psychotherapy: A Comparative Analysis. John Wiley and Sons, 1998.
14.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М: Класс, 2004.
15.Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ.
16.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004.
17.Greenberg L.S., Rice L.N., Elliott R. Facilitating Emotional Change: the moment-by-moment process. Guilford Press: 1993.