Оглавление

Введение 1
Психоаналитическая школа 1
Современный психоанализ 2
Когнитивная терапия 3
Гуманистические подходы 4
Гештальт-терапия 5
Транзактный анализ 6
Теория эмоций Greenberg, Rice, Safran & Elliot 7
Заключение 8
Список литературы 8

Когнитивная терапия

В когнитивной терапии одним из доминирующих является взгляд на эмоции как на пост-когнитивный феномен. Так одним из допущений в рационально-эмотивной терапии Эллиса (по [11]) является следующее: «Эмоциональное или психологическое нарушение — невротическое поведение — является результатом иррационального и нелогичного мышления. Мысли и эмоции неразделимы. Эмоции сопровождают мышление, а мышление, как правило, предвзято, субъективно и иррационально». Также в его модели ABC между непосредственным воздействием стимула и эмоционально-поведенческой реакцией стоят убеждения человека. Здесь интенсивные эмоции «хотя и имеют иногда значение для выживания, в общем мешают интеграции» восприятия, эмоций, движений и мышления. Также одним из допущений теории Эллиса является то, что «негативные и направленные во вред себе мысли и эмоции должны быть устранены путем перестройки восприятия и мышления, чтобы мышление стало логическим и рациональным, перестав быть нелогичным и иррациональным».

Еще одно направление, когнитивная терапия А. Бека, рассматривает эмоциональный ответ на событие следующим образом: ««Природа эмоциональной реакции человека, или эмоционального нарушения, зависит от того, воспринимает ли он события как обогащающие, умаляющие, угрожающие или посягающие на его владения» (Beck, 1976, цит. по [11]). Такое понимание эмоций очень близко к тому, как понимал их Эллис. Однако если Эллис рассматривал убеждения человека как источник нарушений в эмоциональной сфере, то Бек скорее рассматривает их как предрасположенность к нарушениям. Мне кажется также важным то, что Бек вводит понятие автоматических мыслей, как некоторой последовательности быстрых, укороченных, полуосознаваемых мыслительных процессов. Если предположить, что каждый из этих процессов может иметь свою эмоциональную окраску, а это в принципе согласуется с тезисом «эмоции сопровождают мышление», то мы достаточно близко подходим к концепции рэкетных чувств транзактного анализа. Бек также отходит от разделения эмоций на позитивные и негативные, с его точки зрения сами по себе эмоции несут адаптивную функцию, проблемы возникают тогда, когда искажено восприятие реальности. В этом смысле очень важна концепция «частных владений» для понимания индивидуальности и субъективности адаптивного поведения, связи эмоциональности с индивидуальными ценностями. Также Бек, говоря о тревожности и депрессии (по [8]), указывает на то, что хотя эти состояния и являются обычно дезадаптивными, они являются биологически заложенными и на каком-то этапе развития человека были необходимы для выживания. Что касается динамических характеристик эмоциональности, то тут важное влияние отводится наличию замкнутых циклов неадаптивного мышления, когда неадаптивная когнитивная схема порождает действие, которое в свою очередь подтверждает неадаптивную когнитивную схему. Неадаптивные когнитивные схемы, таким образом, имеют характер самосбывающихся пророчеств. Однако непонятно насколько то же самое можно сказать насчет адаптивных когнитивных схем. По-видимому, основное влияние здесь будут оказывать характеристики мышления человека, к примеру, склонность к генерализации будет приводить к усилению замкнутых циклов, и соответствующих эмоций, а склонность к дифференциации, скорее всего, будет обуславливать неустойчивость любых когнитивных схем. Определенное влияние также будут оказывать размеры «частных владений», но что определяет их не совсем понятно.

Вклад Мейхенбаума (по [8] и [11]) в понимание эмоциональности в когнитивной терапии с моей точки зрения достаточно невелик. Его понимание внутренней речи человека как наиболее важного фактора, определяющего, в том числе эмоциональные реакции, во многом подобно мыслям Бека и Эллиса. Это скорее описание того, как именно неадаптивные когнитивные схемы влияют на эмоции, хотя возможно, что само привнесение осознанности в процессы, сопутствующие эмоциям, задает их внутреннюю вербализацию. Схожим путем идет Novaco (по [8]), однако он скорее делает акцент на внутреннюю вербализацию оценок и ожиданий относительно текущей или будущей ситуации.

Более современные теории когнитивно-бихевиоральной терапии (по [8]: Rachman, 1981; Borkovec and Grayson, 1980; Michelson, Mavissakalian, Marchione, 1985) отходят от представления о посткогнитивном характере эмоций и описывают взаимодействие мышления и эмоций как взаимоопределяющее.