А еще завтра, в третий раз за последние два с половиной года, мы будем делать вид, что мы имеем представление обо всем в психологии. По сравнению с госами бакалавриата и магистратуры имеется, впрочем, определенный прогресс — тут поменьше бреда. Всего вопросов 15-20 я бы выкинул. А потом, наконец, заменил бы экзамен оценкой проекта диссертации и пакета документов.

В этот раз список вопросов следующий:

  1. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая психология и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке.
  2. Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ данных.
  3. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Стадии развития психики.
  4. Вклад В. Вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики. (Г. Фехнер).
  5. Влияние идей И.М. Сеченова и И.П. Павлова на становление отечественной психологии.
  6. Вклад В.М. Бехтерева в развитие российской психологии.
  7. Вклад У. Джеймса в развитие психологической науки.
  8. Бихевиоризм и необихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер и др.)
  9. Психоанализ и неопсихоанализ, теории привязанности (З. Фрейд, К. Юнг, А.Адлер, К. Хорни, Г. Салливен, А. Фрейд, Дж. Боулби, М. Эйнсворт и др.)
  10. Гештальтпсихология (М. Вергеймер, В. Келер, К. Коффка, К.Левин и др.).
  11. Культурно-историческая психология (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. Коул).
  12. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
  13. Экзистенциальная психология (В. Франкл, И. Ялом, А. Лэнгле и др.).
  14. Когнитивная психология (Дж. Миллер, У. Найссер и др.).
  15. Социальный конструктивизм (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Келли, Дж. Брунер) и социальный конструкционизм (Дж. Поттер и М. Уэзерелл, Т. Сарбин, Дж. Брунер).
  16. Современный этап развития психологии в русле когнитивной науки (Д. Деннет, Н. Хомский, А. Клирманс, С. Пинкер, М. Томаселло, А. Гопник, Э. Лофтус, Т.В. Черниговская, К. В. Анохин, М.А. Холодная, Ф. Е. Василюк, В.Ф. Петренко, Д. А. Леонтьев и др.).
  17. Виды ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г. Ананьеву).
  18. Психологическое значение дистантных ощущений. Отражение пространства при парной работе дистантных анализаторов.
  19. Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания (Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов, А.В. Ярмоленко).
  20. Психофизическая проблема (законы Вебера-Фехнера и Стивенса). Виды порогов и чувствительность.
  21. Константность восприятия и ее значение.
  22. Целостность восприятия и законы гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения в целое.
  23. Сфера вторичных образов. Представления памяти и воображения. Эмпирические характеристики образа представления и их сравнение с характеристиками образа восприятия.
  24. Память как сквозной психический процесс: ее функции, виды и процессы.
  25. Основные характеристики памяти и методы их исследования.
  26. Факторы и способы повышения эффективности запоминания.
  27. Внимание, его характеристики и методы их диагностики.
  28. Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мышления. Фазы мыслительного процесса. Виды мыслительных операций.
  29. Развитие мышления в онтогенезе: сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления (по Л.М. Веккеру).
  30. Понятия эгоцентризма и децентрации в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже.
  31. Стадии формирования понятия (по Л.С. Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления.
  32. Отношения мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н. Соколову). Методы исследования внутренней речи.
  33. Язык и речь: виды речи и ее функции.
  34. Эмоции: их физиологические механизмы и психологические функции. Психологические теории эмоций
  35. Классификация эмоций. Эмоции и чувства.
  36. Способы управления эмоциями. Защитные механизмы и совладающее поведение.
  37. Психические состояния и их классификация.
  38. Интеллект и его структура.
  39. Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования (краткая характеристика основных интеллектуальных тестов).
  40. Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление.
  41. Воля как высший уровень психической регуляции. Основные теории воли.
  42. Уровни построения движений по Н.А. Бернштейну. Схема управления движениями по Н.А. Бернштейну.
  43. Опережающее отражение: акцептор действия П.К. Анохина.
  44. Нейротипические особенности человека (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).
  45. Психосоматическая конституция и индивидуально-типические особенности.
  46. Темперамент: его свойства и типология.
  47. Свойства характера: их детерминация и формирование.
  48. Индивидуальный стиль деятельности.
  49. Когнитивные стили.
  50. Акцентуации характера.
  51. Задатки, способности, одаренность.
  52. Общие и специальные способности: проблемы и методы их диагностики.
  53. Потребности и мотивы. Направленность личности.
  54. Психологическая структура человека (индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность) в работах Б.Г. Ананьева.
  55. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, саморегуляция и самоотношение.
  56. Образ «Я» и «Я-концепция»
  57. Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева.
  58. Теория личностных конструктов. Методы исследования личностных конструктов.
  59. Социально-когнитивные теории личности (А. Бандура, Д. Роттер).
  60. Диспозициональная теория личности Г. Оллпорта.
  61. Факторно-аналитические модели личности (Р. Кеттел, Г. Айзенк).