Наткнулся на обсуждение своего поста про «6 лет на психфаке» на форуме гуманитарных технологий и решил добавить несколько комментариев. Они больше для себя, чтобы не забыть, так что вне контекста обсуждения могут быть не совсем понятны.

1. Про воспитательную функцию «дедовщины» в университете. Мне кажется, что воспитательная функция должна иметь в своей основе некоторый идеал, который задает цель и средства воспитания. В этом смысле фраза Михаила Александровича Бендюкова о том, что «Студента, как девушку, украшает скромность, а гордыня ему не полезна. Не полезна в послеуниверситетской жизни», по идее, предполагает, что преподаватель этим качеством уже обладает. Но в таком случае кажется странным, что он транслирует его тем, что сознательно или бессознательно демонстрируя свое более высокое положение по отношению к студенту. Кроме того, о какой, собственно говоря, воспитательной функции идет речь  по отношению к студентам старших курсов и магистратуры? На момент поступления в магистратуру мне было 23 года, и, простите мою гордыню, но с чего возникла идея о том, что я как студент нуждаюсь в воспитании, тем более в принудительном воспитании от каждого преподавателя, который у меня что либо ведет? Функции воспитания, до некоторой степени, может выполнять научный руководитель и то, это вопрос личных взаимоотношений. Касательно обучения вообще, мне кажется, более уместен термин социализация, но это уже вопрос совершенно отдельный.

2. Про цели защиты диплома. Много говорилось о том, что я бы обозначил как формальную составляющую защиты. Она, безусловно, важна, и подтверждает то, что студент умеет выполнять формальные требования. Но где же научная составляющая? Не кажется ли вам, что идеалом дипломной работы, если рассматривать только ее формальную сторону, был бы диплом, написанный секретаршей? (Не имею ничего против секретарш). Я уверен, что даже диплом бакалавра вполне может представлять собой небольшую, но хорошую научную работу.

3. Про стандарты. Насколько я понимаю, стандарты, во-первых, также создаются людьми, а не возникают из воздуха, и часть этих людей присутствует на данном форуме или знакома его корреспондентам. Во-вторых, что касается МГУ и СПбГУ, то, как мне казалось, эти вузы имеют право формировать собственные учебные программы, вне опоры на внешние стандарты. Хотя, возможно, я и ошибаюсь.

4. Про «нет понимания того, чем ты хочешь заниматься, нет целей». Основной источник усталости и демотивации он не в вопросе «надо ли мне это», а скорее в вопросе «как выжить занимаясь тем, чего я хочу». И вопрос не только денежный, но и вопрос той атмосферы, которая существует.