Иисус говорит тебе: иди к психиатру

«Если ты еще раз упомянешь православную психологию, мне придется тебя убить»

Это репост, оригинал тут. Мои комментарии — ниже.

В связи с недавним публичным обсуждением вопроса профессиональности проведения одной психологической экспертизы, мне кажется, имеет смысл также вынести на обсуждение и другой, более общий вопрос. А именно: вопрос консенсуса в сообществе профессиональных и академических психологов по поводу статуса так называемой «христианской психологии» и, в частности, такого ее подвида как «русская православная психология» в качестве научной дисциплины и общественной практики. На обсуждение выносятся такие нижеследующие положения:

ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕЗИСЫ К ДИСКУССИИ

Следует понимать, что «христианская психология» — это оксюморон и диагноз глубочайшего профессионального недуга, на грани с неизлечимым, всей научной дисциплины, точнее, адептов именно этой разновидности этой предположительно науки И, что очень существенно, всех тех, кто в принципе соглашается с самой идеей возможности и допустимости «христианской психологии»? Иначе говоря, тут все очень просто: либо христианская, либо наука.

Для сравнения, для обозначения научных дисциплин попробуйте на слух такие фразы как:

«христианская психология» (в ее видовых подразделах «православная психология», «католическая психология», «англиканская психология», «коптская психология» и т.п.), «иудейская психология», «исламская психология», «монотеистическая психология», «политеистическая психология», и т.п. (см. также этот тезис в несколько более развернутом виде: http://psyhistorik.livejournal.com/65758.html )

а также:

«христианская социология», «христианская зоология», «христианская биология«, «христианская генетика», «христианская химия», «христианская физика«, «христианская астрономия», и т.д.

Создается впечатление полного безумия даже и не от этого списка маргиналов, — http://dusha-orthodox.ru/psihologi/index.php , — а, скорее, от того, что этих индивидуумов вся система и научное сообщество, похоже, таковыми маргиналами вовсе и не считает и даже, более того, не только продолжает их допускать до преподавания в ведущих вузах страны и зачастую занимать руководящие должности в этих структурах (что можно, допустим, было бы объяснить тем, что эти должности им достались еще в стародавние времена), но и публиковать их работы буквально в наши дни. См, напр., лишь несколько примеров из сотен:

http://www.voppsy.ru/authors/ABRAMEVV.htm
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/984/984071.htm
http://psyjournals.ru/kip/2009/n4/26996.shtml , и вообще: http://psyjournals.ru/authors/a2044.shtml

Допустим, бог с ней, с политикой, с юриспруденцией, с правовой системой, культурой и нравами, и с обществом вообще, но отсутствие консенсуса в психологическом сообществе РФ по поводу маргинального статуса «христианской», «православной» психологии свидетельствует о том, что это психологическое сообщество тяжело — хочется верить, что все же излечимо, — больно. И, наверное, в наших силах хоть здесь хоть что-то изменить, в отличие от — нравится нам это или нет — многого другого вокруг нас.

Все заинтересованные лица приглашаются к обсуждению этих, по всей видимости, для кого-то и небесспорных тезисов. По крайней мере, к размышлениям на тему.

Мой комментарий:
Это более широкая проблема.
Сообщество терпит хеллингерианцев, нумерологов, онтопсихологов… православные психологи просто в последнее время как-то повылезали изо всех дыр.
Единственный нормальный критерий, который можно было бы применять для отделения зерен от плевел, это применение научных методов (для более академической части) либо соответствие принципам доказательной медицины (для терапевтов). Но никто на это не пойдет, так как вместе с православными и хеллингерианцами окажутся выкинуты фрейдисты и гештальтисты. Другой вариант — произвольный консенсус. Эти, эти, и эти — не психологи. Это может прокатить.
А то, что сообщество больно — это факт, и я не уверен, что это излечимо.
Не в обиду гештальтистам и фрейдистам, конечно, я их лично очень люблю, но с доказательной медициной там, насколько мне известно, все не очень