Лекция по когнитивным теория эмоций

Транскрипт:
лекция по когнитивным теориям эмоций — Presentation Transcript

1. Когнитивные теории эмоций
2. Структура Предыстория ? Что такое когнитивные теории эмоций? ? Теории когнитивной оценки ? Теория когнитивного диссонанса ? «Горячее» познание ?
3. Предыстория Есть теория Джеймса-Ланге: ? видим медведя — бежим — пугаемся ? получили подарок — улыбаемся — радуемся ? т.е. «событие» — действие/физиологический ? ответ — переживание ответа Вопрос: ? всегда ли мы пугаемся, когда бежим, и ? радуемся, когда улыбаемся?
4. Предыстория: эксперимент С. Шэхтера и Дж. Сингера Можно раздельно манипулировать в ? эксперименте: физиологическим состоянием ? интерпретацией ситуации ?
5. Предыстория: эксперимент С. Шэхтера и Дж. Сингера Суть эксперимента: ? вкалываем эпинефрин (вызывает состояние ? возбуждения) под видом комплекса витаминов для одних описываем истинные эффекты инъекции – для других — ложные, либо вообще не даем – информации просим испытуемых подождать в компании ? «партнера» радостного – гневного –
6. Предыстория: эксперимент С. Шэхтера и Дж. Сингера Результаты: ? Характер эмоции зависит не от состояния возбуждения, а от интерпретации этого состояния
7. Предыстория: эксперимент С. Шэхтера и Дж. Сингера Сенсорная стимуляция Оценка события (видим медведя) Эмоция ужаса Инструментальная реакция Оценка состояния (бегство) или организма физиологическое возбуждение
8. Что такое когнитивные теории эмоций? Определение ? … это теории, рассматривающие эмоции, в ? первую очередь, в их взаимосвязи с познанием мира, т.е. процессами восприятия, интерпретации, хранения информации Что имеется в виду? ? главное для эмоции то, как человек воспринимает ? и интерпретирует ситуацию, включая свое собственное состояние
9. Что такое когнитивные теории эмоций? Примеры определений С. Шэхтер и Дж. Сингер: ? Эмоции это результат взаимодействия между ? физиологическим напряжением и мыслями по поводу вызвавшей его ситуации Н. Фрейда: ? Переживание эмоции .. это переживание ситуации ? Л. Барретт: ? Эмоции это субъективно переживаемый результат ? концептуализации
10. Что такое когнитивные теории эмоций? Теории когнитивной оценки — одна из ? больших групп когнитивных теорий эмоций «Когнитивная оценка» — быстрый, во ? многом неосознаваемый процесс интерпретации ситуации Рассматривается интерпретация события с ? точки зрения характеристик ситуации (включая самого человека)
11. Теории когнитивной оценки Эти теории рассматривают эмоцию как ? результат оценки ситуации Эта ситуация для меня новая ? Она для меня неприятна ? Она сильно связана с моей ? Я вижу в лесу потребностью в выживании Эмоция ужаса медведя У меня недостаточно ресурсов, ? чтобы с ней справиться Я не несу за нее ответственность ?
12. Теории когнитивной оценки Теория П.В. Симонова (1966) оценка ситуации по связи с потребностями ? и степени неопределенности Э=?П*(Ин е о б х ? Ин а л и ч н а я )
13. Теории когнитивной оценки Теория Р. Лазаруса (1970, 1998) Показываем фильм с серией грубых ритуальных ? хирургических операций И даем три различных звуковых сопровождения: ? подчеркивается вред ? вред отрицается ? повествование беспристрастно («интеллектуализация») ? Результат: ? там где вред отрицается или «интеллектуализируется» стресс меньше
14. Теории когнитивной оценки Теория Р. Лазаруса (1970, 1998) Первичная оценка: ? Насколько важная цель? ? Насколько ситуация помогает/препятствует цели? ? Какие именно аспекты моей личности связаны с целью? ? Вторичная оценка ? Кто за эту ситуацию отвечает? ? Насколько я способен с ней справиться? ? Что меня ждет в будущем в связи с ситуацией? ?
15. Теории когнитивной оценки Теория К. Шерера (2003) Эмоция как процесс оценки — от более примитивных форм ? (приятно/неприятно) к более сложным (морально/аморально) Параметры оценки ? Новизна ? Приятность ? Связь с целями и потребностями ? Ответственность ? Потенциал преодоления ? Соответствие нормам и ценностям ?
16. Теории когнитивной оценки Оцените ситуацию в фильме с точки зрения его героя ? по 6 шкалам от 1 до 5 Новизна: ? 1 — полностью неожиданная ситуация Приятность: ? 1 — очень неприятная Связь с целями и потребностями: ? 1 — никак не связаны Ответственность ? 1 — отвечает за ситуацию герой и только он Потенциал преодоления ? 1 — очень тяжело справиться с ситуацией Соответствие нормам и ценностям ? 1 — абсолютно противоречит нормам и ценностям, принятым героем
17. Теории когнитивной оценки Теория К. Шерера (2003) Радость Гнев Страх Горе Новизна Высокая Высокая Высокая Высокая Приятность Низкая Связь с целями и Высокая Высокая Высокая Высокая потребностями Ответственность Другой Другой/мир Другой/мир Потенциал Высокий Низкий Низкий преодоления Соответствие Низкое нормам и ценностям
18. Теории когнитивной оценки Итоги Какие эмоции мы испытываем зависит от ? того, как мы видим ситуацию Мы можем влиять на наши эмоции, но ? напрямую это не всегда удается, поскольку мы не осознаем сам процесс оценки
19. Теория когнитивного диссонанса Выдвинута Л. Фестингером (1959) ? Эмоция возникает вследствие ? «диссонанса» (или противоречия) между имеющимися «знаниями» Это не совсем теория когнитивной оценки ?
20. Теория когнитивного диссонанса Мы стремимся избежать той информации, ? которая будет увеличивать диссонанс, и ищем (или создаем) ту, которая будет его снижать Пример 1: просмотр рекламы в журналах ? после покупки автомобиля Пример 2: секты ?
21. «Горячее» познание Какие функции у эмоций с точки ? когнитивных теорий? «Холодное» познание — «рациональное» ? познание, направленное на выявление «объективных» фактов «Горячее» познание — «эмоциональное» ? познание, направленное на выявление «важных» фактов
22. «Горячее» познание Занимательные факты: радость Когда мы обрадованы, мы находим больше сходства ? и больше различий между объектами, хотя ориентируемся больше на сходство Мы также больше подвержены «подсказкам» (в том ? числе тем, которые не осознаем) И мы более подвержены стереотипам ? Мы также склонны больше внимания обращать на ? общее, чем на детали У нас шире ассоциативный ряд, больше ? «креативность» (возможно)
23. «Горячее» познание Занимательные факты: страх и печаль Когда мы расстроены или напуганы, мы ? менее подвержены «подсказкам» Мы также склонны больше внимания ? обращать на детали, а не на общее У нас уже ассоциативный ряд ? Мы больше ориентируемся на различия, а ? не на сходство И мы менее подвержены стереотипам ?
24. «Горячее» познание Депрессивный реализм Когда мы в депрессии, мы более ? реалистично оцениваем свои возможности? Может быть и так, хотя это мешает нам ? жить
25. «Горячее» познание «Аффект-как-информация» Мы используем наши эмоции как источник ? информации о ценности текущих тенденций (Schwarz & Clore, 1983; Clore & Huntsinger, 2009)
26. «Горячее» познание «Аффект-как-информация» Пример 1: при хорошей погоде мы оцениваем ? нашу жизнь в целом лучше, чем при плохой погоде Пример 2: если в данный момент для нас ? актуальным контр-стереотипные мысли, то радость их усилит Пример 3: для американцев радость усиливает ? тенденцию к аналитическому мышлению, для корейцев — к холистическому
27. «Горячее» познание Теория тенденций оценки • Лернер и Келтнер (2001) – эмоции не только создаются оценкой, они эту оценку поддерживают • Например: страх увеличивает оценку риска, гнев увеличивает оценку «виновности»
28. «Горячее» познание Влияние эмоций на принятие решений Человек склонен больше избегать потерь, ? чем стремиться к выигрышу (Канеман и Тверски) Напуганный человек более склонен менять ? свое решение (А. Капоне), а обрадованный — менее (в сравнении со спокойным) + все то, что было уже сказано — влияние ? «подсказок», внимание на общее/детали и т.д.
29. «Горячее» познание Итоги Эмоции непосредственно связаны с ? процессами познания Позитивные и негативные эмоции влияют по- ? разному, но нельзя сказать, что какие-то эмоции делают «хуже», а какие-то «лучше» Их влияние стоит иметь в виду, особенно при ? принятии важных решений или при выполнении сложных дел
30. Спасибо за внимание! Если Вам интересна тема эмоций, заходите на http://chetvericov.ru