А этой весной я проводил два исследования через интернет, одно — связанное с эмоциями, а другое — связанное с неосознанным восприятием случайно-точечных автостереограмм (СТАСГ).

Мне в психологии наиболее интересны эмоции, однако, по техническим причинам, курсовик пришлось писать про что-то другое, откуда и возникла тема СТАСГ.

Вкратце, в исследовании по эмоциям, стоял вопрос: может ли неосознанное восприятие слов, связанных с одинаковыми по знаку, но качественно разными эмоциями, оказывать влияние на поведение человека? Для того, чтобы это проверить, слова, связанные с виной и печалью (+ нейтральные слова для контрольной группы) предъявлялись на подпороговом уровне, а затем у испытуемых спрашивали, как они себя поведут в двух ситуациях. Первая ситуация — принятие решения о распределении времени между, скажем так, полезным и приятным. Вторая — тоже принятие решения о распределении времени между помощью другому и приятным. В результате оказалось, что это действительно так, и по крайней мере, на принятие решений о поведении неосознанное восприятие связанных с эмоциями слов влияет.

Например, человек предрасположенный к эмоции вины,  будет тратить много времени на приятное и мало на полезное, если предъявлять слова связанные с виной, и наоборот, мало времени на приятное и много на полезное, когда предъявляются нейтральные слова. И все это без осознания происходящего.

Исследование по СТАСГ было предложено моим научруком, Карпинской Валерией Юльевной. Суть в следующем: есть такие забавные картинки, в которых при рассматривании определенных образом появляется трехмерное изображение. Например вот такая (нажмите на картинку дабы иметь возможность нормально ее рассмотреть):

Автостереограмма с изображением чайника

С точки зрения существующих теорий этого явления, чтобы увидеть трехмерный объект в СТАСГ, необходимо определенным образом разделить фокус глаз и их конвергенцию. Т.е. смотреть в одно место, сфокусровавшись на другом. Мы предположили, что если компьютер может разобрать эту стереограмму, то может и человек, пусть даже неосознавая этого. Вроде вышло, что так оно и есть.

Кому интересно, тот может посмотреть тезисы по этим двум исследованиям:

Тезисы к исследованию \»Влияние неосознанного восприятия слов, связанных с виной и горем\» (Четвериков А.А.)

Тезисы к исследованию \»Исследование неосознанного восприятия на материале стереоизображений\» (Четвериков А.А.)