3D диаграммы и графики очень часто используются для представления данных, что в работах студентов, что в журналах, что в бизнесе. Основная идея, стоящая за этим безобразием, выражена в вики весьма ясно: «Изображение в объёмном виде упрощает понимание информации. Такие диаграммы выглядят убедительнее». Что характерно, в качестве авторитетного источника к этому утверждению указан совершенно левый сайт.

На деле трехмерные диаграммы в большинстве случаев затрудняют и искажают восприятие информации. Мнение нормальных людей на эту тему хорошо выражено на следующей диаграмме:

Круговая диаграмма в 3D

Для круговых 3d диаграмм искажение данных это самая большая проблема. Все очень просто, величину переменной на круговой диаграмме отражает площадь куска диаграммы. Однако если в 3d, во-первых, появляются искажения, связанные с объемом куска диаграммы, а во-вторых, искажения, связанные с перспективой. Вот, например, три диаграммы, построенные на одних и тех же значениях:

Пример того, чем плохи трехмерные круговые диаграммы

Пример того, чем плохи трехмерные круговые диаграммы

Первая диаграмма более-менее отражает реальные данные, хотя и не лучшим образом — она позволяет сказать, что фиолетовая, голубая, оранжевая и зеленая части равны, но достаточно трудно сказать, что они в ровно два раза меньше красной. Вторая диаграмма (верхняя правая) добавляет объем и перспективу, третья (нижняя) — не так много объема, зато дополнительный эффект перспективы. Уже на второй диаграмме зеленая часть визуально больше фиолетовой и голубой, а вопрос о равенстве зеленого и оранжевого куска может вызвать у зрителя мучительные сомнения. На нижней же диаграмме утверждение о том, что зеленый кусок равен оранжевому, заставит усомниться в психическом здоровье докладчика.

В случае столбиковых диаграмм основная проблема — замусоривание графика ненужными элементами, и, как следствие невозможность нормально его анализировать. Вот, например, количество грантов РГНФ, зарегистрированных в информационной системе СПбГУ (на рисунке только те факультеты, для которых общее число грантов больше 10):

Трехмерная столбиковая диаграмма

Трехмерная столбиковая диаграмма

Понять на этой диаграмме можно только наиболее общие вещи, например, что больше всего заявок на гранты РГНФ поступает от психологов, историков и философов. Остальное — невразумительно. Например, попробуйте провести визуальное сравнение количества трехгодичных грантов на психфаке и на факультете искусств, не глядя на подписи значений, а потом сравните со значениями. Мне визуальное сравнение говорит, что первое значение раза в 4 больше другого, тогда как реальная разница — в три раза (34 — психфак, 11 — факультет искусств). Частично анализ подобного графика может быть облегчен сортировкой значений:

Трехмерная столбиковая диаграмма с сортировкой

Трехмерная столбиковая диаграмма с сортировкой

Однако проблемы сравнения значений это не решает. Дело во многом в том, что наше сознание автоматически корректирует оценки размеров в связи с удаленностью объекта. Например, взгляните вот на эту картинку:

При наведении мышки вы увидите вторую фигуру, которая субъективно кажется меньше первой (расположенной дальше). При этом они на самом деле одинаковы по размеру, в чем вы можете убедиться, перетащив одну фигуру на другую мышкой. Excel при построении диаграммы пытается внести поправку на данный эффект, строя график так, что физический размер не отражает реальное значение (размер поправки контролируется в настройках диаграммы). Например, общий итог для факультета международных отношений равен 11, так же как и итог по двухгодичным грантам факультета искусств. При этом высота столбиков, соответственно 49 и 43 пикселя. Есть один нюанс — наше сознание при оценке размера использует мириады вспомогательных признаков, например, размеры рядом стоящих объектов, и подобрать такие параметры, чтобы точно учесть и внести поправку на удаленность, практически нереально. Столбик международных отношений на этом графе выглядит выше столбика факультета искусств. Тут, кстати, обнаружился еще и глюк Excel. Значение 11 оказалось ниже линии сетки графика, проходящей по значению 10:

Трехмерная столбиковая диаграмма + значения

Трехмерная столбиковая диаграмма + значения

Это, вероятно, связано с тем, что есть зазор между крайним столбиком и «боковой стенкой» диаграммы.

То же самое с диаграммой для одного ряда:

Трехмерная столбиковая диаграмма для одного ряда

Трехмерная столбиковая диаграмма для одного ряда

Кроме того, трехмерность здесь не добавляет никакой дополнительной информации, и, как следствие, только отвлекает от данных. Сравните три графика:

Сравнение способов отображения ряда данных

Сравнение способов отображения ряда данных

Информация, передаваемая этими тремя графиками, абсолютно идентична. Можно спорить о том, что лучше — первый или третий график, но второй — однозначно неудачен.

Когда имеет смысл применять 3D? Только тогда, когда это абсолютно необходимо, например, если вас интересует взаимосвязь трех переменных, выраженных в метрической шкале. Впрочем, в большинстве случаев без этого можно обойтись.